- А ваши котлеты точно из рябчиков? - Ну, в общем-то, да. Правда мы добавляем к ним и другое мясо. - Какое? - Конину. - А пропорция какая? - 50 на 50. Один рябчик - один конь.
(бородатый анекдот)
Это не про то, хорошо или плохо есть лошадей!!!
Хотя, скажу сразу, что для меня не существует такого этического вопроса: есть хорошо все, что традиционно люди едят. В своих странах, в своих культурах, своих верованиях и пр. Кто-то не ест свинины, для кого-то неприемлема крольчатина, кто-то считает страшным грехом поедание священного животного – коровы. А кто-то с удовольствием лопает симпотяг кенгуру, лягушек и кузнечиков. Главное, не лезть со своим уставом в чужой монастырь.
Написать про конину меня побудили безуспешные ее поиски в Австралии, так что этот пост - что-то типа дани моему конеедскому прошлому и привет моим казахским друзьям.
Согласно статистике (той, что я видел, но не перепроверял ☺), первое место по производству конины занимает Мексика, второе – Аргентина, третье – Казахстан.
Австралия является одним из крупных экспортеров конины. Основными потребителями выступают некоторые европейские страны, такие как Франция, Бельгия, Италия. Немалая часть австралийского экспорта конины приходится на Россию, Казахстан.
В самой Австралии традиционно конину не едят. Это, конечно, привнесено англосакской культурой: англичане лошадей не ели. Моральный, а иногда и юридический запрет на употребление конины в англо-ориентированных странах обусловлен тем, что традиционно, веками, скачки являлись важным элементом национальной культуры, в которой лошадь, это символ успешности и принадлежности высшим слоям общества, субъект героического эпоса, персонаж, вдохновляющий поэтов и художников. Ну как можно забежать в ближайший фаст-фуд и сожрать бутерброд с национальным символом?!
Среднестатистический австралиец не просто не ест конину, он считает это действо неприличным и постыдным, ну, вроде онанизма: не дай бог, узнают. Когда на занятиях по английскому, молодая учительница Инжи попросила нас рассказать о блюдах наших национальных кухонь, а были там и китайцы, и индусы, и чилийцы, мой рассказ поверг ее в ужас, поколебал веру в людей и уронил в ее глазах мой статус ниже плинтуса.
Тем не менее, мне кажется странным, что в Австралии практически невозможно купить конину, так как значительную часть населения составляют выходцы из арабских стран и стран Азии, где конина – один из традиционных продуктов питания. По этому поводу я даже пытался разузнать «страшную тайну» у своих знакомых австралийцев арабского происхождения, но никто так явок и не сдал: то ли действительно отказались от вредных восточных привычек, то ли жрут конину по ночам под одеялом втайне от всех, то ли опасаются моего сионистского происхождения…
Между тем, мой личный опыт говорит о том, что все, кто все-же попробовал хорошо приготовленные казы, шужук, жаю, плохо представляют свою дальнейшую жизнь без этих вкусностей. Во всяком случае, живя в Казахстане, мне не раз приходилось передавать или возить эти деликатесы своим друзьям, знакомым, знакомым знакомых в Москву, Питер, в Германию… Жалко, мне в Австралию никто не привезет - не пускают сюда со своей провизией ☺.
Другое дело – кумыс. Чтобы полюбить, надо пить его с детства. Не помню случая, чтобы кто-то из моих друзей, с первого раза полюбивших бешбармак или казы, так же быстро разобрался в прелести кумыса, хотя все знают о его полезности и целебных свойствах. Помню курьезный случай, когда мне пришлось принимать делегацию Сименса: все немцы были разносторонне информированы, рассказывали истории, как кумыс спасал от цинги и легочных болезней целые народы и, конечно, с радостью согласились на мое предложение его попробовать. Получив в одном их лучших ресторанов Астаны по пиале ароматного молодого кумыса, немцы дружно подняли тост за здоровье, сделали по большому глотку и… замерли с открытым ртом и выпученными глазами. Люди воспитанные, с трудом подавив рвотный рефлекс, они проглотили таки то, что во рту, и перевели разговор с еды на политику.
Вернусь к Австралии. Как я отмечал, она является одним из крупных поставщиков конины на мировой продовольственный рынок. Импортеры Казахстана и, еще больше, России рекламируют австралийскую конину как высококачественный деликатесный продукт, превосходящий по каким-то там критериям нашу родную отечественную. Иначе, зачем она нам нужна, что мы свою на бескрайних просторах откормить не можем? Так ли это?
Давайте разбираться.
Не надо делать больших изысканий, чтобы узнать, что в отличие от Казахстана, в Австралии нет мясо-молочных пород лошадей, как нет предприятий по их выращиванию и переработке. Другими словами, в Австралии все лошади скаковые, выращиваются для скачек, участвуют в скачках и т.д. На мясо же пускаются старые, отскакавшие свое, или молодые, выбракованные для скачек, лошади. Для забоя и переработки этих животных существует всего несколько скотобоен на всю Австралию, которые работают исключительно на экспорт. Именно такую «деликатесную» конину и покупает Россия и, отчасти, Казахстан.
Но страшно не только и не столько это. Не знаю как там насчет вкусовых качеств и пищевой ценности, наверное австралийцы с их высокими технологиями умеют и качественно фасовать, и спринцевать, и не добавляют как у нас иногда к сортовому качественному мясу обрезки и потроха «для веса». Страшно то, что скаковые лошади готовятся к скачкам, к спортивным достижениям, которые невозможны без кормления их с младых копыт всякой химической дрянью. Это и стероиды, и антибиотики, и еще что-то, чем время от времени пичкают лошадей.
Но есть средство под названием Phenylbutazone или, как его называют конезаводчики, «бьют» (bute): болеутоляющий и противовоспалительный лекарственный препарат, который получают 98% скаковых лошадей. По данным, приведенным в одном американском исследовании, этот препарат "вызывает серьезное, вплоть до летального, идиосинкразическое воздействие на организм человека». Я, также как и вы, не понимаю, что означает слово «идиосинкразическое», но чувствую, что-то очень мерзкое.
Когда в 2010 году, тогдашний министр сельского хозяйства Австралии Терри Редман разрешил использование мяса лошадей для употребления в пищу, по стране прокатилась компания протеста и возмущения. И главным аргументом против этой отмены были не этические и культурологические соображения, что лошадок есть некрасиво, хотя и это тоже, а опасность нанесения вреда здоровью населения страны. Понятно, что против нанесения вреда здоровью в далеких заморских странах, здесь никто не протестовал… Так и жрем там у себя, слава богу, в основном в виде добавок в колбасу.
В завершении, хочу, друзья, признаться: тоскую по Казахстану. Но эта тоска, она какая-то кусочно-мозаичная и очень конкретная: тоска по хорошей казахской конине, шужуку, казы, один из фрагментов этой мозаики…
Напоследок Анекдот по теме:
Попал на необитаемый остров казах. Поймали его дикари, привели к вождю. Говорит вождь: - Мы не торопимся, все равно тебя сожрем, но перед смертью я исполню любые твои три желания. Казах: - Казы!
- Казах, откуда казы на островах? - Сами сказали, мы не торопимся.
- Ок, жди.
Проходит год. Притащили ему казы. Он съел. - Ну давай второе желание. - Хочу кумыс. - Откуда тут кумыс мы в Тихом океане!!! - Сами сказали, мы не торопимся. - Ок, жди. Проходит год. Привезли ему кумыс. Выпил. - Давай третье!! - Хочу, чтобы меня похоронили возле Назарбаева! - Ты дурак, он же живой еще!!! - А мы не торопимся.